Измерение слуха: Аудиограмма

Ключ к звукам: Глава 3: НА ПОРОГЕ ПРОСЛУШАНИЯ

Доктор Бернар Орьоль

 

Измерение слуха: Аудиограмма

Глава посвящена слуху, нас заставила думать, что ощущение звуков совершается не только анатомическим и физиологическим процессом, а включает в себя также условия, чаще всего не сознательные, а те связанные с обстоятельствами и личностью. Эта особенность дает возможность отличить два способа измерения слуха: согласно тому, что мы её рассматриваем только под механическим углом, не обращая внимания на функциональные расстройства, которые не можем избежать (психогенная глухота), или согласно тому, что включаем постоянно в этом процессе всю нервную и психическую систему. В первой гипотезе, задача стоит в том, чтобы определять, является ли человек глухим или он им станет скоро, и какое хирургическое или химическое вмешательство применить, какой протез советовать, а также уточнить глухота является ли профессиональным заболеванием, или речь идет о симулянте, и т.д. Все эти пункты необходимы для деятельности отоларинголога. Он этим довольствуется и показывает некоторую иронию в адрес психолога, который хочет войти в тонкости дел, но не зная что с ними делать. Оттуда вытекают два различные тестовые протокола: аудиограмма для первого, тест слуха для второго. Измерительные аппаратуры (аудиометры) похожие в обоих случаях. Однако есть определенные отличия в их применении: ОРЛ продолжительная, стимулирует внимание, повторяет измерения, в случае нерегулярности кривой; психолог приложит все силы для того, чтобы обнаруживать эти нерегулярности, связанные с изменениями внимания в зависимости от частоты. Действительно, когда эти нерегулярности очень заметны, они не могут быть легко исправлены и могут быть приняты за локализованную глухоту (слуховая" скотома ").

 


Применение электроники и информатики в этой области деятельности позволяет предугадать полное изменение в аппаратурах, которые дадут возможность более подробного изучения пределов вокруг данной проблематичной частоты, в том числе управление и автоматическая запись результатов, применение менее точечных стимулов (шумные полосы, импульсные цепи, выполнены с определенной продолжительностью, с контролируемым интервалом времени и т.д.).

Когда-то ограничивались на звукометрии, и это уже обычная практика, когда не располагают современной аппаратурой. При фонической звукометрии, мы находимся на 6 метрах от субъекта, в траектории его слухового канала и говорим громко. Если он не слышит, значит, есть недостаток; приближаемся тогда на расстояние 5 метров, 4 метра, и т.д., чтобы оценивать степень глухоты. Затем переходим на шептавший голос, который должен быть слышен на расстоянии 60 сантиметров, приближаемся на расстояние 50 сантиметров, 40 сантиметров, и т.д.. Для инструментальной аудиометрии, располагали диапазонами, которые вели к глобальной оценке прослушивания и давали возможность многим изобретательным авторам нам оставлять свои имена для различных еще полезных испытаний (тесты Вебера (Weber), Швабах (Schwabach), Бинг (Bing), Рин (Rinne), Желле (Gellé), Левис (Lewis), Бонну (Bonnier)).

 

Аудиометрия

При аудиометрии используется чистый звук. Этот звук направлен к субъекту с очень слабой, а затем все более и более сильной интенсивностью, до тех пор, пока он не будет слышен. Сможем также начинать с ощущаемого уровня звука, и его сокращать до того уровня, когда он перестанет быть слышимым. Определим таким образом " аудиометрический порог " для данного чистого звука. Проводим также такую процедуру для других чистых звуков так, чтобы исследовать острые, средние и низкие звуки. Эти измерения осуществляются для каждого уха, с наушниками и с вибратором (костная проводимость). Частоты выражены в герцах, а силу уровня звука в децибелах.

Полученные значения вводят на графическое изображение, которое позволяет непосредственное сравнение с порогом, теоретически нормальным для такой частоты, равным 0дБ. Лица со способностями слышимости выше чем средние получают отрицательные значения (-5,-10 дБ), в то время как у глухих будет вполне положительные значения (+ 80, +100 дБ). Мы допускаем, что пределы погрешности составляют 5 дБ. Стимуляции осуществляются человеческим оператором или проводятся автоматом (аппарат Von Bekesy).

Использованный возбудитель может быть чистый синусоидальный звук, который имеет как недостаток его искусственный характер, или записанный человеческий голос, не позволяющий достаточно точности ни чувствительности. Между тем, в этой области, сделаны определенные достижения с применением списков логатомов (слова без значения) и фонетических списков (Лафон). Некоторые практики рекомендуют теперь тип возбудителя, с хорошим калибром и точный, как в традиционной " тональной " аудиометрии, между тем не чересчур отклонен от того, чего ухо обычно слышит (подобно в " голосовой аудиометрии "). Речь идет, например, об узких полосах фильтрованного " белого " шума или, лучше ещё, об ее частотных характеристиках.

Эти приёмы требуют обязательное активное и сознательное сотрудничество с субъектом, который должен, например, поднять руку или нажать на кнопку, когда он слышет (или больше не слышит) сигнал. Если пациент предваряется, что он недееспособен во время осмотра на годности к военной службе или другой экспертизе, ему это удастся легко. Тем же самым, некоторые расстройства личности могут вести к искажению результатов или даже к полному запрету осмотра!

Для того чтобы избегать всякой подделки и проверять хорошее функционирование самой ушной раковины, четко и объективно, можно измерить непосредственно разгрузки, которые от неё излучаются (электрокохлеография). Таким образом, можно получать и некоторые значения, касающиеся главным образом, функционирования среднего уха (барабанная полость, слуховые косточки), благодаря измерению полных сопротивлений.

Слуховой вызванный потенциал (PEA)

Известно уже, что звуковой прием сопровождается, как и любой чувственный процесс, электрическими явлениями. Они проходят от ушной раковины до коры головного мозга. Оториноларингология сумела извлечь пользу от этого явления для осуществления " объективного " анализа слышимости. Подобный анализ позволяет привести в соответствие с сотней щелчков серию " вызванных потенциалов ", собранных на волосяном покрове черепа. Затем вычисляют среднее значение, чтобы их лучше отделить от других электрических событий мозгового ствола, которые производят значительный и постоянный " фоновый шум". Можно определить, таким образом, слуховой порог и вычислять, где расположены некоторые аномалии, когда такие существуют (рис 10).

Однако, слышимость связана не только с хорошим состоянием работы различных органов, через которые она проходит. Даже если внешнее ухо, среднее ухо, внутреннее ухо, слуховой нерв и различные центры восприятия мозга, здоровые и вполне способны к нормальному функционированию, некоторые слуховые искажения могут существовать, из-за которых одни частоты ощущают хуже, чем другие. Это явление вызывает сразу  два вопроса: сначала, какие механизмы в этом участвуют? далее, по какой причине этот процесс для одной частоты активизируется быстрее, чем для другой? В дополнение, у этих искажений есть адаптивное основание; оправдана ли реакция организма, поступая, таким образом, если эти действия имели место?

Механизмы

Первая вероятность связана с мышечными сокращениями во время слушания: сокращения мышц ушной раковины, мышц головы и шеи, которые, изменяя направление, позволяют, таким образом, изменить соотношение низких и острых частот для источника не так удаленного. Это обычное явление у животного, например у собаки или кошки, привыкшие больше чем мы " шевелить ухо ".

 

Рис 10. Вызванный слуховой потенциал у человека (P.E.A .) находится на бумажном варианте труда....

 

Представили, на масштабе времени Log, ответ на щелчок, с его различными составляющими. Этот ответ, в действительности представляет среднее значение суммы вычисленной компьютером, из 100 ответов на столько же последовательные щелчки. Отклонение к верху назначает отрицательное поведение по отношению к стандарту (N) и к низу положительное (P) (Buser, стр. 321).

Составляющие короткой латентности: I до VI (под-кортикального происхождения)

Составляющие средней латентности: No до Nb (височного происхождения)

Составляющие долгой латентности: P1 до N2 (центрально-лобового происхождения)

I: слуховой нерв
II: слуховое ядро
III: высший оливкообразный комплекс
IV: область понтокаина
V: нижний холмик
VI: медиальное коленчатое тело

Не будем забывать, что существуют также мышцы в среднем ухе, которые дергают на косточки барабанной полости: это мышцы стремечка и молоточек. Мы знаем уже, что они снижают или увеличивают высокие и низкие звуковые частоты специфическим образом, согласно нашим потребностям. В зависимости от того, чего мы боимся или желаем услышать, непрерывные регулировки производятся, таким образом, говорили, что они являются мышцами всегда " под огнем ", постоянно в действии, как сердце!

Другой источник изменения слышимости по определенной частоте находится, вероятно, на уровне импульсов, которые верхние центры передают во внешние реснитчатые клетки. Таким образом, возникают эффекты " высоких частот ", касающиеся только узкой полосы частот.

Список пагубного воздействия табака на здоровье кажется бесконечным: сердечно-сосудистый риск, рак, беременность с риском, тусклый оттенок кожи, и т.д... До недавнего времени, воздействие табака на слух не было хорошо изучено. Теперь мы знаем немного об этом явлении благодаря исследованию японских ученых, которое показывает отравляющее воздействие табака на слух. Это исследование проводили в течение 5 лет среди примерно 1500 человек, не имеющих проблемы со слухом в начале исследовании. Результаты выявили, что потребление табака увеличило риск недугов со слухом. Это касалось слышимости высоких звуковых частот; в то же время, чем больше человек потребляет сигареты, тем больше он подвержен опасностью риска. Действительно, в случае потребления более чем одного с половиной пакета сигарет в день, риск заболевания гипоакузией увеличивается вдвое. Вот новость, которая вас заставит, может быть слышать голос разума и начинать никотиновую диету!

Воздействие табака на слух

 

Рис 11. Слуховое поле (Moch, 1985).

Работы Пужола (Pujol (1984, 1985)) показывают с большой точностью, что, если слуховые потери сопровождаются звонами в ушах, это не обязательно некая " неистовая иллюстрация восстановления заменяющего потери не выдержанной субъектом звуковой информации " (Grateau, 1977). Но иногда, хотя довольно редко, это просто психосоматическое явление, зависимое от реального звукового действия ковром внешних реснитчатых клеток, в то время как внутренние реснитчатые клетки потеряли частично свою функциональность. Именно в таких случаях, физиологи имеют возможность записывать реальный звук, исходящий из уха.

Помимо этого странного и исключительного явления, некоторые звоны в ушах объясняются разрушением внешних реснитчатых клеток, разрушением, сопровождающим одну форму глухоты, называемую гипоакузию или слуховые скотомы. Там где проявляется недостаточность этих клеток, слуховая система не передает мозгу никакой годной для разработки информации, и зоны коры головного мозга, вероятно, стремятся создать некой шум, чтобы компенсировать эту потерю. Именно это " призрачное "  явление (подобное столь сложной проблеме призрачной конечности), объясняет в какой-то степени звоны в ушах, частоты которых находятся в пределах недоступных внешних вибраций.

Этот механизм намного похожий на немало важное явление, появляющиеся в течение процессов выбранной интериоризации (йога, суфизм, и т.д.). Но он проявляется также в пассивном явлении (состояние поэтической мечтательности, чрезмерная интроверсия, чувственная изоляция,  начала короткой потери сознания, очень серьезная депрессия с отсутствием интереса к окружающей среде, критическое явление утраты личности, начала слуховых галлюцинаций, и т.д.). Тогда все происходит, как если происходит потеря афферентности периферийных функциональных клетчатых органов, с последующим созданием новых клеток корой потерянных звуков... Существуют также любопытные формы звона в ушах связанные с некоторыми черепными напряжениями, например на уровне челюсти.

Такие звоны в ушах могут быть легко локализованными и появляются иногда, в редких случаях, исключительно при  нажиме на черепные кости или челюсть (такой звук часто очень тонкий, очень высокий). Можно полагать, что некоторые напряжения или скрытые неправильные положения, вероятно, имеют катализирующее воздействие на это явление. Речь не идет обязательно о патологическом явлении. вы можете тестировать на себя самого этот очень чувствительный признак. Действуем так: нажмите правой рукой на свой череп, на правой стороне, выше уха, (или также левой рукой, слева), и многие из вас смогут слышать очень тонкий и очень острый звук, в порядках 6 или 8 кГц. Это явление частое, даже среди тех, у кого превосходный слух (музыканты, например).

Форма звонов в ушах может быть просто прослушивание " внутренних " звуков. Томатис часто настоял на роли " мастера молчания " нашего уха. Когда эта система теряет свою эффективность, мы можем услышать звуки, незаметные обычно: костные вибрации (см. явление удаленной паракузии), звуки дыхания и главным образом движения. Это то, что, вероятно, происходит с Борисом Гудуновом, когда он жалуется:

" Уф, тяжело! Дай дух переведу... Я чувствовал, вся кровь мне кинулась в лицо
и тяжко опускалась. О совесть лютая, как тяжко ты караешь!
Ежели в тебе пятно единое, единое случайно завелося, душа сгорит, нальётся сердце ядом, так тяжко, тяжко станет, что молотом стучит в ушах укором и проклятьем... И душит что-то... (глухо) Душит... И голова кружится... В глазах... дитя... окровавленное! Вон... вон там, что это? Там, в углу... Колышется, растёт...
Близится, дрожит и стонет... (говорком)  Чур, чур... Не я... не я твой лиходей... Чур, чур, дитя!” ((Пушкин и Мусоргский, оригинальная версия 1869 г., опубликованная Театром Капитолия Тулузы, 2005 г., Пятая Картина).

Принято думать, что, при искажении чувствительности слуха в связи с отсутствием внешних стимулов или с подавлением их приема (в течение очень интровертированного положения), подобное явление сможет иметь место. Это объяснило бы появление " мистических звуков ", в течение сеансов медитаций или молитвы. Нам известно о многочисленных стадиях, начиная с " неотчетливого шепота реки " (Padoux, 1975, стр. 90) до " звонов колоколов ". Это явление подробно описан исламскими софистами (Gardet, 1950, стр. 359), так же как и индуистскими йогами (Padoux, 1975, стр. 38, 86, 106 и 159) или некоторыми западными исследователями (" молекулярный шум ", " шум жизни " Tomatis, 1981, стр. 151). Знаем, что эти демонстрации (среди которых некоторые могут неожиданно появиться в первой фазе атаки классической истерии: Tourette, 1895, т. I, p. 21) не вспоминаются в рамках сверхъестественных явлений католической теологией и воспринимаются как простые случайности большей частью восточной духовности.

Активные явления, иными словами, эта передача вибраций, которая сопровождает слух, это не просто "культурное " открытие, столько не основанное, как и фундаментальное. Она способна пробуждать наш разум; это, возможно, использовать меру такого явления, чтобы следить за некоторые формы глухоты.

Звикер (Zwicker) показал, что слуховые пороги лучшие звуковой и акустической передачи частоты, когда они существуют: все происходит тогда, как если бы субъект издавал постоянно звук, к которому он будет наиболее чувствителен. Отсюда гипотеза (Aran, 1988) о том что он порождает тот звук, к которому он стремится: либо он желает такого звука, либо он боится его слышать (по сознательным причинам или нет), либо, ещё проще, он его себе представляет (а также, когда просто упомянули о нём при нём). Это даст возможность достигнуть прослушиванию квантовой границы (Bialek, 1984). Конечно, ничто не исключает действие первостепенного уровня, которое изменит сигнал из приемных клеток.

Я не сомневаюсь, что эти различные факторы, вероятно, сыграют переменную роль в зависимости от многих внешних или внутренних параметров (час дня, шумное окружающее, настроения в данное время, обоснование действия, предчувствие опасности, рассчитанные удовольствия, и т.д.). Эта постоянная роль, катализатор случайных изменений в слуховых порогах в различных частотах, не может устранить вероятное существование устойчивых искажений, у некоторых субъектов. Таким образом, такие искажения влияют на некоторые полосы (или полоса) частот всегда идентичные у данного субъекта, независимо от времени теста. Наша старательная практика измерения порогов у сотен пациентов в протяжение более десяти лет, нам позволяет подтвердить существование подобного факта.

Эти искажения могут точно, как и общая психогенная глухота, иметь психическое происхождение: “ функциональные “ или “ предупредительные " скотомы. Предупредительные явления влияют также на изменения приема тональной высоты: когда обертон звука в тесте субъекта “ интереснее ” чем сам базовой звук, это может ввести этого человека к заблуждению в определении их высоты.

В сложном периодическом звуке, некоторые обертоны привилегированны, или из-за характеристик свойственных нервной системой, в общем, или в зависимости от индивидуальных особенностей. Эти последние нас интересуют особенно, так как, по примеру слуховых порогов, они позволяют оценить притяжение или отталкивание субъекта по отношению к той или иной зоны частот.

Следующий опыт (Moore, 1985) смог бы превращаться, вероятно, в тест: в сложном периодическом звуке, создан по сложению частот, имеющих все одну и ту же величину (1f, 2f, 3f, 4f, 5f), увеличиваем на 2 или 3 % одну из частот. Субъект замечает тогда что основная высота глобального звука выше. Интенсивность этой иллюзии зависит от обертона, который был изменен: чем больше интенсивности и тем больше этот обертон будет считаться значительным для этого человека.

Наша слуховая система может стать не только внимательным или глухим к некоторым частотам или некоторым спектральным моделям, но она также может создать всякие сложные призрачные звуки, как в случай “ звуков Звикера” (Zwicker,1964). Он обнаружил, что продолжительное прослушивание шума, в котором удалили полу-октаву в одном фрагменте спектра, заставляет человека услышит не существующий звук, которого мнимая частота расположена в обработанном фрагменте! Это вполне подобно общей характеристике в системах нейрона: группы пробужденных клеток тормозят действия своих соседок, усиливая, таким образом, контрасты. Это явление удвоено, когда недействующая группа зажата между двумя другими, которые находятся в состоянии возбуждения. Когда прекращается возбуждение, идет сильная ингибиция действующих клеток, и растормаживание молчаливых зон: и даже они могут “ приобрести дар речи”! Это именно то, что происходит. В терапии, когда мы наблюдаем очень искривленные кривые, тогда вместо того чтобы компенсировать дыры сверхстимуляцией и смягчать сверхчувствительность их устранениями (этим действием, усиливаются искажения, как если бы индивид под угрозой защищал свои положения), мы действуем наоборот, так сказать гомеопатически: направляя пациенту фильтрованные звуки, не против искажений, но согласно их! Там где у пациента скотома, мы заграждаем такое место, там, где у него сверхчувствительность, мы фильтруем по методу полосового фильтра. Иными словами, такому пациенту, мы смягчаем того, от чего он отказывается, и прибавляем то, что ему интересно. Таким образом, такой пациент проявляет больше способности правильно принимать все звуки без недостатка и чрезмерности и впоследствии показать, ровную кривую слуха!

 

 

Гипотезы частотных локализаций

По какой причине наш организм должен ли сосредоточиться на некоторых " акустических формах ", на некоторых " звуковых моделях "? С адаптивной точки зрения, организм стремится устранять, или выделять всякую полезную информацию. Таким образом, повторяющий шум не ощущается, а он может проявлять сверхчувствительность к существенной информации, желаемой или ужасающей (приближение любимого существа или врага).

Сущность второй причины этой способности в том что организм создает и устанавливает связь между своей энергетической общей структурой (вкладывание сил, относящееся к различным частям био-психологической системы) и различными частями тональной аудиограммы. Это связано с общим законом в любой системе, функционирующей как единое: в подобной единице, так пространственно-временная структура элемента включает в себя изменения, зависимые от пространственно-временной структуры совокупности и наоборот. Второе объяснение, если бы было принято, смогла бы более или менее сочетаться с первым, по биографическим данным.  Первая гипотеза должна быть объектом в роде идиограммы или психоанализа, исследовательским или психоаналитическим предметом. Вторая гипотеза лучше подходит к статистике, и мы покажем дальше, что она не безосновательная.

Томатис (1972) первый обнаружил возможное существование аудиометрических " искажений ", и даже частых, у не глухого человека. Он предлагает измерять эти искажения в зависимости от идеального слуха, которое он определяет таким образом: " кривая возрастающая с наклоном на 6 дБ / октава, от 125 Hz до 2 или 3 000 Гц, то есть профиль полученной кривой показывает тогда схему восхождения частотной октавы в октаве - затем кривая  слегка нисходящая за 3 000 Гц (по крайней мере, относительно слуха француза). " Такая кривая вполне подходила бы скрипачу, певцу высокого уровня, меломану со вкусом. Кривая " слишком плоская " подчеркивает характеристики безразличной личности, разбирающей в музыкальном деле.

При наличии адаптивных или соматических расстройств, можно было обнаружить изменения (относительно слишком хороший или слишком плохой слух), для одной частоты или целой серии частот: слишком хороший прием низких частот, плохое улавливание высоких звуков или, ещё реже, ухудшение в средних, дисбаланс между кривой левого и правого уха, и т.д..

Получение " идеальной кривой " соответствовало бы " гармонизации работы обеих мышц среднего уха, позволяющих урегулировать постоянно давление лабиринтного пузыря, подключая явления полного сопротивления " (Tomatis, 1974a). За то, " возникновение наблюдаемых искажений, блокировок, промахов, только препятствует мотивацией, мешает обмену, взаимодействию, прерывает связь". Сущность этих утверждений и в эмпирической практике автора и в то же время в его вкусе к обобщению и простоте. Мы узнали, что недавние исследования о функционировании внешних реснитчатых клетках ушной раковины дополнят этой мысли другими процессами, такого же порядка, и позволяющими объяснить незначительные искажения в очень узком диапазоне частот, в том числе и в средних частотах!

А. Томатис предлагает прочитать тест слуха, придавая различные значения различным спектральным зонам:

1. От 125 до 1 000 Гц, мы говорим о " свойствах внутренних органов ", об " эго или свой я ", о " бессознательном " (?)... Он замечает возникновение расстройств у лиц, сильно заботящих о своем здоровье, иными словами "пики " в этой зоне.

2. От 1 000 до 2 000 Гц: речь, общение с другим лицом. Искажения, когда они касаются средних частот, являются знаком агрессивности.

3. От 2 000 до 8 000 Гц: духовность, интуиция, идеал, вдохновения.

Это деление на три части аналогично (если считаться с идеологическими коннотациями) топикой Фрейда (это, я, сверх-я), а также пространственным символизмом графологов. Нисходящая кривая, начиная с низких и до высоких звуков, является, вероятно, присокиханства{ с знаком депрессии или усталости.

Автор предлагает также некие сходства, которые позволят (в крайнем случае) установить соматическую диагностику об анализе аудиограммы!.. " Это возможно прочитать на тесте слуха интегрированное изображение тела, с ног (низкие частоты) до головы " (высокие частоты) (в той же работе, стр. 27). В 125 Hz, это - таз, ноги, половые органы и половые признаки. В 250 Hz, это будет соединение таз и поясницы, колено, ободочная кишка. В 500 Hz, пояснично-позвоничное соединение, локоть, тонкие кишки, дерматологические недуги. В 750 Hz, желчный пузырь, гепатические проблемы. В 1 000 Hz, средная дорсальная область и желудок. В 1 500 Hz, тыльная сторона шеи и легкие. Тут появляются астма, аллергические риниты, психогенная кашель и экзема (подтверждено Бераром, в 1982 г.). В 2 000 Hz, шеино-затылочная часть. В 3 000 Hz, это высшая часть черепа.

Он предлагает еще проекция черепа по всей аудиограмме, так, чтобы доминантность низких частот располагала голову так, чтобы подбородка была приподнята (преувеличенный шейный лордоз), идеальная кривая, помещающая череп вертикально, с затемнением лордоза!

Ги Берар (Guy Bérard (1982)) предложил отметить, помимо слухового порога, порога отказа. Для каждой тестированной частоты, этот порог начинается с наиболее слабой интенсивности до уточнения порога ощущения (напр. 5 дБ), затем он увеличивается прогрессивно до 100 дБ. В некоторых случаях, субъект показывает ярко выраженную нетерпимость, при интенсивности, намного ниже текущего порога ощущения боли (напр. он выбрасывает каску при интенсивности 40 дБ). Это важное открытие, поскольку оно разъясняет тест слуха, и позволяет более тонкую интерпретацию, и таким образом приведут к некоторым терапевтическим мерам, о которых мы ещё поговорим.

Частичный слуховой недостаток для чистых звуков, также как и сопротивление в слуховой стимуляции наблюдаются достаточно часто у детей, с признаками расстройств рецепторного восприятия. Понимаем тогда интерес, в таких случаях, использовать автоматические упражнения слуховых стимуляций (электронным слуховым аппаратом или лексифон).

Оценка динамики уха для каждой тестированной частоты также предложена Х. Уржелл (Charles, 1982), для того, чтобы предлагать глухим лицам некоторые характеристики оптимальной протезы. Особое интересное и при том непонятное отношение, связывает значение разницы (D) между предпорогом и болезненным порогом (напр. 70 дБ HL) и значением (R), которая разделяет предпорог когда начинаем слышать, когда начинаем с точки молчания и порога, за которым не слышим больше, описывая обратный путь (от звука до молчания); эмпирическое понятие, линейное по приблизительным оценкам: D = 6 R. Это открытие, если оно подтверждается, позволяет тестировать незначительные частоты, тем не менее не причиняя никакого вреда субъекту, применяя на него интенсивность на грани переносимого!

Известно нам что лица страдающие аутизмом часто также болеют " фонофобией- патологической боязнью собственного голоса или других звуков " и боятся некоторых характерных звуков (для одного из моих пациентов например, это шум электрической кофемолки своего родителей). По предложение Берара мы можем подумать, что такие люди страдают больше на уровне кривой звуковой непереносимости, чем на уровне кривой слуха. Действительно, исследования о потенциалах, выявленных в аутизме (Garreau, 1988), показали что существуют три категории кортикальных PEA (слуховые вызванные потенциалы) соответствующие двум формам аутизма: PEA, подобные тем обнаружены у человека не страдающего аутизма, PEA очень слабой амплитуды, PEA очень большой амплитуды. Слабые PEA наблюдаются у страдающих аутизмом, при этом нечувствительных к стимуляциям и обладающих окаменелому спокойствию, сильные PEA наблюдаются у очень буйных пациентов.

 

 

Рис 12. Стандартные кривые равных звуков (согласно Дидье, 1964 г.).

Исследование Дэкуан (Descouens (comm. pers. 1998)) внушает, что чрезмерная активность слуха (oto-émissions), приобретая форму архаичного состояния новорожденного, может подчеркивать незрелость или функциональный упадок, не только у некоторых лиц страдающих аутизмом, а также в различных случаях интроверсии со сверхчувствительностью к звукам. Иногда, это явление наблюдается только для одного из пары ушей.

Эти замечания подобные явлению " очень хороших " кривых у некоторых шизофреников : аудио-психо-звуковые путаницы, которые ведут к четком параллелизмом между звуковыми расстройствами и психическими нарушениями! Пороги сниженных отказов находятся в зоне высоких частот со значениями выше 4 кГц, но иногда ниже, и сопровождаются поведением избежания шумных средах. Такой субъект ищет спокойные среды, мужские голоса скорее, чем женские, взрослые больше чем детские.

Согласно Берару (1982 г.), у некоторых людей предрасположенных к самоубийству, гиперслух составляет 2 и 8 кГц с гипо-акузией в 6 кГц. Эти лица отличаются импульсивностью при переходе на действие, и своему интересу к проблеме смерти. Именно левая кривая наиболее выразительная. Я не знаю, если статистика подтвердит однажды эти предположения, но я лично был поражен значимостью скотома при амплитуде в 6 Гц у одного пациента особенно импульсивного, более агрессивного, чем самоубийцы.

Гиперслух в 1 кГц или 1,5 кГц, и добавляя к этому 8 кГц, был бы также знаком депрессии или функциональных расстройств, но без перехода к авторазрушительному действию, если это не в (замедленной) форме алкоголизма или наркомании. Утрата гиперслуха в 500 Гц является признаком агрессивности. Берар, как и Томатис, сочетают диагностику и лечение, так, чтобы расстройства, обнаруженные в тесте прослушивания смогли быть устранены под воздействием соответствующих звуковых фильтрований.

для продолжения:

Глава 4: Слушать различия: дискриминация высот и времени

главы Ключ к звукам

                        

Google
  Web auriol.free.fr   


Psychosonique Yogathérapie Psychanalyse & Psychothérapie Dynamique des groupes Eléments Personnels

© Copyright Bernard AURIOL (email : )

21 января 2006