Ключ к Звукам: глава 8

 

изменить слушание

Аппараты-модификаторы слушания

 

Звуковые источники

Голос

Голос пациента самого по себе является первым и самым важным из всех инструментов. Кажется, что это самый доступный, но не во все случаи: коматозный, аутист, и даже интроверт и очень робкий человек пользуются тем, что они слышат и стремятся слушать, хотя в начале они были не способными к  говорению, вокализам, пением, крикам или смехом.

Человеческие голоса, в песни и в разговоре, одиночные или коллективные (хор) могут быть использованы, как и любая музыкальная пьеса в качестве классической музыкальной терапии. Можно  так же их использовать как образцы, которые пациент сможет повторять в течение звукового лечения под аппаратом -  модификатором слушания ( ).

Возможность которую нам предоставляют вокодиоры (смотреть дальше) для того чтобы отделить голоса от артикуляции, предполагает четко, что такой метод подходит также для любого инструмента. Каждый из этих вокодиоров содействует артикуляцией музыканта, не всегда с помощью рта, но и руками, ногами, головой или всем телом для человека -  оркестра.

 

Таблица используемой аппаратуры в звуковой терапии.  

 

Применимая аппаратура в звуковой терапии

Звуковые источники

 

 

Человеческие голоса  близких (голос матери, отца, самого субъекта)

 

Человеческие голоса  - петые или произнесенные, отдельные или коллективные (хоры)

 

Любые предметы способные производить звуки

 

Традиционные или оркестровые музыкальные инструменты

 

синтезаторы, органы

 

Сочетание голос/синтезатор c помощью микрофон Midi (конвертировано на стандарт Midi)

Аппаратура воспроизведения

 

 

электрофон, ленточные или кассетные аналоговые магнитофоны, цифровая аппаратура (переписывающие или нет, дисковые или ленточные) : Минидиски, CD, DVD.

 

Компьютеры (с DSP; с интерфейсом Midi)

Аппараты-модификаторы

 

 

Более или менее отражающие места в зависимости от частоты

 

Более или менее изолированные места от звука в зависимости от частоты

 

Усилители 

Фильтры

 

 

Устойчивые фильтры: фильтры верхних частот, нижних частот и полосовые фильтры; режекторные фильтры

 

Параметрические еквалайзеры et еквалайзеры с разделением октавы

 

Суваг (Suvag de Gubérina) и верботон

 

Аппарат Доктора Ги Берара

 

Голопсон (Holopsone) Доктора Бурдена и Доктора Иссартела

 

Гиперион (Hipérion) Доктора Жана Мишеля Иссартела

Управляемые фильтры

 

 

LIFT Пола Мадола

 

Sound Therapy Converter Патрисии Жудри

 

Электронное ухо Томатиса

 

Аппарат Спирига (Spirig), Hearing Trainer

 

Аппарат Берара (Berard)

 

Семиофон и лексифон Изи Беллера

 

Вариофон Орьоля и Маринов-Хазара (Auriol et Marinoff-Hazard)

 

Akousmatix Орьоля и Турела

 

Вокодеры и армонизеры

 

Алтернофон  Лефебюра

 

Компьютеры с адаптированными программным обеспечением и интерфейсами

 

 

Разнообразные предметы, способны производить звук.

 

Разнообразные методы стремятся к предложению простейшего и естественного  понятия музыки, следовательно к вызову ритма (Carl Orff, 1895-1982) и  требуемых инструментов;  можно в этом направление применить предметы с разными первоначальными назначениями ( обычные предметы ). Подобная работа больше похожа на педагогию, чем терапия, и при этом может быть использована для музыкального развития маленьких детей (Jansen, 1985), а также для терапии юношей и подростков. Традиционные(Zannèse, 1983)  или оркестровые музыкальные  инструменты естественно имеют свою значимость, в зависимости от располагаемых средств, для активной или пассивной музыкальной терапии. Синтезаторы  также имеют свое место, поскольку они позволяют значительных  достижений  с минимальными усилиями.

         Лум (Lum) и Сезам (Sésame) Жана Жирвеса (Jean Girvès); звонкие механизмы Франсуа Сиса (François Cys)

Один инструмент пока очень дорогой, заслуживает особого внимания - лум жир веса. В прямом смысле слова, этот инструмент чудесный: в нем есть кое - что магическое и очень возбуждающее, усиливающий звуко-психо-двигательные координации. Жесты рук в трехмерном пространстве служат для управления барабанов синтезатора проходят через систему световых лучей расположенных соответственно. Музыкант, и может быть в будущем пациент, сможет тогда с помощью жестов выпускать множество звуков, танец который создает музыку, а не наоборот. Определенные урегулирования  звука дают нам всем возможность претворяться Мишелем Пуассоном в управление бесконечного множества спектров, ритмов, мелодии и тональностей! Это мощный вызов  к изобретательности, с известной терапевтической возможностью. Благодаря этому же изобретателю нам у нас сезам, позволяющий моделировать звук, строит особенную структуру для управления музыкой, как пастой для снятия слепков.

 

Франсуа Сис с примитивными средствами нам дает слушать фрукты или овощи, превращенные в инструменты, музыкальные велосипеды и другие различные звуковые изобретения, которые включают также жест в качестве флейт, струны и гармошек.

 

Аппараты, воспроизводящие звук

 

Есть аппараты способны производить звук (более или менее точно), такие как электрофоны, ленточные  аналоговые или кассетные магнитофоны, цифровые аппараты, переписывающие или нет, дисковые или ленточные, но как и обычные пользуются повседневным употреблением. Они часто позволяют прослушивать одного или несколько музыкантов, а также обрабатывать записи, для того чтобы получить специальные эффекты,   направлены на то или другое терапевтическое воздействие.

 

 

Аппараты – модификаторы

 

Архитектурная структура была одним из первых средств для воздействия на звук, и особенно на голос: начиная с некоторыми полостями, которые имели священное назначение в доисторические времена. На Западе соборы монархические церкви, базилики и даже нескорые капеллы содержат видные знаки, относящиеся к значимости акустики для строителей. Цель в этом – оптимальный резонанс григорианского пения. Когда цель не достигалась простыми средствами строительства, с помощью арок (сводов), куполов и полу куполов, добавляли вазы, инкрустированы в стену для управления резонанса.  Егор Резников ( 1981, 1988 г. г.)  усердно высказывает похвалы и острые замечания по этому поводу, и даже заявляет, после попыток в разных областях: « Для качества и масштаба резонанса, монастырь Тонеретта (Вар) является одним из чудес света».

 

 

Усилители

 

Начиная с античной маской (прозопон) или морским громкоговорителем ( браяр ), и до современного « матоса», все было сделано для того, чтобы быть услышанным. Такое усилие доходит до головокружения и оглушения. Как если то, что самое сильное является и  самым красивым! Музыкотерапевт ( врач, который использует музыку с лечебной целью) этого избегает, и вместо того применяет более изощренные способы. Он жаден в децибелах, несмотря на то, что бытовые усилители для него полезные, как союзники. В  звуковой терапии, они заменены аппаратами – модификаторами слушания ( смотреть описательный список, стр. 3 ). Выбор усилителя аналоговый или цифровой, является важным инструментом. Нужно особенно следить за равномерностью различных частей,

так как конечный результат отражает состояние нижнего уровня всей системы, и не стоит сочетать громкоговоритель высокого качества с некачественными  наушниками или динамиками (мулини, 1988).   

 

Фильтры верхних частот

 

Они позволяют изменить спектральное равновесие в пользу высоты звуковых частот, через какой – ни будь звуковой источник. Мы получаем в итоге (частота отсечки). Таким образом самые высокие сохраняются и в противоположности низких звуковых частот, которые удаляются или сокращаются. Мы не получаем эффект «все или ничего» значит, что низкие звуки просто уменьшаются, но не исчезают; можно уточнить действительное воздействие, определяя количество удаленных децибел. Это делается через наклоны кривую назначенную формулой типа: «фильтр верхних частот, частота отсечки равна 8 кГц, убывания на 60 дБ / октавы» ( рис. 27).

Подобный фильтр может быть регулирован относительно частоты отсечки и даже относительно уклона . звуковая терапию, можно сочетать это стабильное фильтрование с переменным пере фильтрованием ( электронное  ухо, вариофон ) , которые значительно увешивает динамику ( особенно если мы используем запись аналогового типа). Патрисия Жудри (1984 г.) предлагает пользоваться большой частью возможностей, связанных со звуками, фильтрованными простым применением аналоговых магнитофонных кассет. Если плеер и каска высокого качества (Sony высшего качества, например), ленты безупречного качества и практика постоянная и упорная, мы можем получать превосходные результаты. Такое лечение должно происходить в рамках строгого терапевтического контроля и включать все необходимые контроля, точное программирование и необходимые дополнительные компоненты для некоторых сеансов в специализированном центре лечения (индивидуализированные фильтрования, активные сеансы, период обратного фильтрования или " звуковых родов ", и т.д.). Мадам Гужело (1981 г.) также предлагает упражнения слушания с помощью кассет: результаты тональной аудиометрии не самые лучшие, но, на голосовом уровне, они превосходные (лучшее использование слуховых следов у глухого).

 

   

 

Фильтрование верхних частот

Рис. 27.

 

 

 

 

 

 

Фильтр нижних частот

     

Они действуют в обратном направлении предыдущих фильтров: звук сохранен или усилен в нижних частотах, вокруг частоты отсечки. Они обладают релаксационные воздействия, могут способствовать процесс перестройки архаичных основ личности. Появляется стимуляция некоторых зон побуждения, а также связанные соматические явления. Надо цитировать, например, работы Жана Феижу. Он создал полосы в замедленном темпе, с симуляции звукового вращения, то есть у пациента впечатление что звук, очень низкий при том, вращается вокруг головы. Второе изобретение Феижу и Реннер позволило устранять вращение: прибор управляет синтезом самых низких звуков, и их амплитуда и частота разработаны для релаксационных воздействий и содействий в психологическом воздействии. Таким образом, возникают значительные потери болевых ощущений при воспалении дёсен и зубов, безболезненные и сознательные роды. Мы можем также контролировать родовые схватки психологическим воздействием и вызывать рождение в нужный момент или осуществлять, без лекарства, " начало родовых схваток ".

 

 

Полосно-пропускающие фильтры

 

Речь идет о сочетании фильтра верхних частот и фильтра нижних частот, позволяющем (например, в зоне средних частот) отделить спектральную зону. Такие инструменты дают возможность работать над той или другой частотной полосы, в то время как тест слушания показал бы такую полосу, нарушенную и, следовательно, это мешает ушам воспринимать некоторые слабые и плохо произнесенные фонемы, что происходит в логопедии, фониатрии и прикладной лингвистике (см. прибор Gubérina).

 

 

Режекторные фильтры

 

В противоположности от полосно-пропускающих фильтров, которые сохраняют вибрации между двумя предварительными частотами, режекторные  фильтры ограждают и удаляют или ослабляют звуки, находящиеся между границами. Они очень полезные в звукотерапии, например, для удаления чувствительной частоты. Берар систематически использует режекцию в 2 кГц и в 8 кГц, поскольку он думает, что чувствительность в этих частотах является признаком и причиной импульсивных самоубийств (?)      

 

Выравниватели и аппарат Gubérina (метод тональной речи Gubérina)

 

Выравниватели включают в себя все предыдущие средства, но они обладают слабую акустическую эффективность. Суваг-лингва Гюберины (suvag-lingua) - это супер выравниватель (еквалайзер) – прибор, который способен на большие качественные характеристики и с большую легкость в использовании. Гюберина (1965 г.; Гаида, 1983 г.), после неудач обычных методов, в 50-ых годах, заметил, что изучение иностранного языка требует точных слуховых способностей. Один язык требует больше чувствительности, около 3 или 4 кГц. Для другого языка, нужно больше чувствительности (около 1500 Гц или 2 кГц). Он создал глобально-структуральный и визуально-звуковой метод (SGAV). Он создал такой прибор, suvag-lingua, который получил тоже широкое применение в  восстановлении глухоты (Communication au Groupe de Réflexion sur les Sons, Pelé et Bacciochi, 1986) и некоторых расстройств речи.

Он содержит в первую очередь один фильтр нижних частот (частота отсечки равна 300 Гц). Этот фильтр дает возможность, при первом проходе, слушать ритмическое содержимое речи, основа речевого потока.  Его мысли, затем  основываются на тот факт, что мы способны понимать, если это будет на нашем языке, выражение, даже если в нем были удалены некоторые частотные полосы. Это возможно посредством явления (отсутствующего основной частоты) естественно (см. главу 4), но также с помощью других более сложных механизмов. Можно тогда приступить ко всем видам фильтрования, для того чтобы вынудить ученика воспринимать некоторые фонетические данные, значительнее в изучаемом языке и не очень важные в родном языке. Этот прибор является тем же супер-уравнителем, иными словами, полем фильтров. Такое поле позволяет увеличить или уменьшить амплитуду той или иной спектральной зоне.

Мы сравниваем часто суваг-лингва  с электронным ухом, но это заблуждение, поскольку последнее характеризуется своим динамичным набором регулированных  фильтрований (с триггером) между низкими и высокими звуками. Зато, возможности фильтрования точнее с аппаратом Гюберина, чем с прибором Томатиса. Можно комбинировать возможности этих двух методов, сочетая аппарат akousmatix и два поля фильтров, триггер akousmatix, установленный между двумя уравнителями, настроенными соответствующим образом (например, в соответствии и в противоположности по отношению к тесту  слушания). Мы можем тогда воспользоваться всеми возможностями двух методов,  если мы к этому добавим специальное воздействие прибора, который мы создали с Турелом.

 

 

Преобразователи

 

Профессор Ж.К. Лафон (1991 г.) создал прибор, дающий возможность очень глухим пациентам общаться устно: этот прибор преобразовывает форманты речи в намного более низкие частоты, и таким образом, доступные ушам, не принимающим высокие частоты. Ждем с нетерпением, когда этот аппарат, концепция и достижение которого вызывают восхищение, будет доступен в продаже.

Вокодеры

Термин Vocoder (созданный Хомером Дадлей в 1936 г.), получил французское название " vocodeur ", и происходит с сокращением слова  voice и coder: кодировщик голоса. Он позволяет использовать спонтанный анализ человеческого голоса, с целью управления синтезатором или любым другим инструментом: таким образом, оркестр может производить рассказ Корнеля или гитару передать информацию! Итак, он способен заставить говорить музыкальных инструментов, регулируя артикуляцию речи на основе сигнала, произведенного этим инструментом. Сигнал речи анализируется и служит тогда командой, для управления набором фильтров синтезатора. Этот фильтр получает звук от источника, и который голос должен заставить говорить. Спектр звукового сигнала таким образом навязан возбудительному сигналу  (Chapman 1978, 1979 ; Visser, 1980). В конце траектории, мы слышим " голос " возбудительного сигнала, который артикулирует как пользователь микрофон. Начали вокодер использовать в лечении расстройств слуха и речи и в ассертивной группой терапии. Возможности вокодеров и гармонизаторов пока плохо применяются в области восстановления нарушенных функций организма и терапии, но имеют большое будущее.

Электронное ухо Томатиса  (1958, 1959, 1965, 1968, 1974, 1975)

Тут, я выделяю только некоторые пункты, так как много информации, непосредственной или второстепенной об этом приборе встречается в других главах данного труда и в различных книгах Альфреда Томатиса.   

  1. Мы подаем источник звука в прибор: оркестровая магнитная лента или человеческий голос, которые могут быть фильтрованными предварительно (обычно в фильтре верхних частот) или в родном состоянии.

2.      Этот сигнал анализирован по своей амплитуде и своему условию в двух различных каналах: если он интенсивнее, чем значение, программированное как порог, он повторяется через baxendall1, установлен в фильтре верных частот; если он слабее, чем порог, его наоборот нужно перерабатывать в фильтре нижних частот. В зависимости от изменений интенсивности источника, ухо подвергается, таким образом, беспрерывным движениям вперед и назад между высокими и низкими фильтрованиями, которые возможно аналогичны действию мышц среднего уха (стремечко и молоточек).

  1. Можем придавать фильтрованию, касающемуся " воздушного " слушания (с помощью каска) костное слушание, полученное при помощи вибратора. Раньше помещали этот вибратор на лбу; это вызывало некоторые неудобства, и я предложил Томатису поместить этот вибратор в теменной точке, используя дужку каски. Он отказался сначала, но, в конечном счете, признал этот способ.

 

  1. Слабое изменение баланса позволяет выявлять полученный звук, давая предпочтение правое ухо, и увеличивая это значение до конца лечения, когда равновесие между обоими ушами установлено в пропорции на 1/10-ого, то есть, если правое ухо принимает 100 % амплитуды, левое принимает только 10 %.

 

  1. Когда величина преодолевает порог, переход одного канала на другой не происходит мгновенно и необходимое время чтобы его устанавливать может быть регулируемым. Эта " задержка ", возможно, является репликой индивидуальной реактивности системы адаптации среднего уха. Эта реактивность может меняться в зависимости от лингвистической географической зоны и отличать ухо Парижанина от уха Квебекца, или уха Жителя Лондона от уха Жителя Нью-Йорка.

К тому же, на основе существования двух слушаний, одно воздушное, а другое костное, Томатис устанавливает дифференциальную задержку отклонения воздушного по отношению к костному, используя " прецессию ", которая можно урегулировать как задержку, и просто является значением разницы в задержках. Это немного приводит к осложнению схемы прибора, который включает тогда две спаренные схемы, но различные: одна, воздушная и другая, костная. Мы можем этого достичь, либо используя электронное ухо, построенное для этой цели, либо применяя одновременно два любые электронные уха, из которых одно выделяется костному и другое воздушному. Тогда, задержки составляют для каждого из них соответствующее значение для установления подобную прецессию. В отсутствие статистической оценки интереса к применению задержки и прецессии - и при условии дальнейшего опровержения фактами -, я лично до сих пор выражаю сомнение касательно полезности " прецессии ".

Вслед за Томатисом, многочисленные инициативы предложили подобные приборы. Например, Спириг (Spirig), бельгийский исследователь, специалист в области дислексии, лечит своих молодых пациентов, страдающих дислексией методом Mesker, совместно с звуковому лечению, для которого он предлагает клонированное электронного уха2.

Семиофон Изи Беллера [Isi Beller (1972, 1973)]

Этот прибор вытекает из одной из попыток Изи Беллера  внедрять идеи Томатиса в область общего применения, контролировать их свойствам, и сохранять естественно только наиболее эффективные. Он пытался также отклоняться от патентования (в настоящее время ставшего всеобщим достоянием), которое ему не дало бы возможность изготовлять прибор фильтрования с триггером. Это усилие было увенчано некоторым успехом, так как оно опубликовал очень обнадеживающую статистику (75 % очень хороших результатов) относительно лечения дислексии (за 30 часов работы, распределенные на 3 - 15 месяца).

Семиофон - система, объединяющая два фильтра и усилитель. Один из фильтров " мягкий " и похожий на фильтр канала большой амплитуды в электронном ухе. Второй содержит более крутой уклон, его частота отсечки стремится к крайне высоким частотам, и имеет сходство с фильтром верхних частот в 8 кГц, использованное в течение первой фазы лечения по Томатису. В общей сложности, семиофон позволяет применить фильтрованные звуки, подобные фильтрованной музыке Томатиса и обрабатывать сигнал речи как электронное ухо, у которого удалили фильтр нижних частот и триггер. Это упрощение мне кажется, не приносит пользу, даже если эффективность прибора не уменьшена, наоборот. Остается еще возможность упразднять поверхностные блокировки; не трогая более укорененные неудобства, которые требуют применение электронного тригерра, системы вариофона или акусматики.

Лекикофон Изи Беллера [Isi Beller (1974, 1977, 1984)]

Этот прибор позволяет регулировать чистый звук, полосу шума или звук вобуле3 (wobulé) с помощью значительного сигнала (голоса субъекта, музыки, и т.д.). Можем вызывать трансформацию этого сигнала (фильтрование, задержка, и т.д.). Идея Беллера, в том что установление расстройства будет эффективнее, и прямо пропорциональным высоты частот представленных субъекту. Эти частоты зависят в некоторых из своих характеристик от тех значительного сигнала, исключая возможность семантического декодирование источника. Он опубликовал различные патенты и сообщает о выпуске труда о своем методе, который, по словам моих друзей Кристиан Давид и Франсуаза Адама, будет полезным. Моно только сожалеть о чрезмерном " коммерческом " характере прибора: аппарат не продается, а сдается в аренду, очень дорого, K7 зарегистрированы с не стандартной скоростью, и т.д. К тому же, применение звуков, искусственно созданных для дополнения голоса пациента или его замена, довольно хорошо придумано. Остается только проверить, имеет ли этот аппарат, и в каких случаях, клиническое превосходство по отношению к способу фильтрования посредством триггера.

E.E.R.S.4 (Bérard, 1982)

Берар использует, как и Томатис, триггер между низким фильтрованием и высоким фильтрованием. Однако, вместо того, чтобы управлять этим триггер через амплитуду сигнала входа, он использует случайное программирование. Источник звука направлен на один или на другой канал, в независимости от его природы или параметров. Этот способ мне кажется не очень естественным, и должен быть полезным только, если выявляем в нем некоторое клиническое преимущество. Он вызывает дополнительное изменение, которое на первый взгляд благородное, но вероятно очень примитивное на эмпирическом уровне и без общего вида в теоретическом плане. Нужно тут смягчать некоторые особенные частоты, а именно: 1 кГц, 2 кГц и 8 кГц. Почему? Эти частоты, возможно нежелательные и даже вредные, носят характера самоубийства, и их удаления могут иметь защитное воздействие против чувства самоубийства.

За необычностью этого довода скрываются, вероятно, некоторые добрые замечания, которые мы смогли бы - при условии их подтверждения - интерпретировать при свете нашей гипотезы, относящейся к спектральным регионам. Зона, прилегающая к 2 кГц связана, возможно, с зоной конфликтов между сверх-я и остальной части личности: место виновности и проекции, и т.д. Что касается 1 кГц, речь идет, может быть, о проявлении себя во внешнем мире и о своем имидже. Систематический и необъяснимый характер предложений Берара заслуживает, чтобы их нюансировали и их переместили в более общей рамке. Нам будет, еще раз, провести дополнительные исследования. И, тем не менее, как было бы приятно верить, что жизнь и смерть наших пациентов зависят от нескольких частот, которые достаточно удалять, чтобы быть освобожденным от беспокойства нашего бремени!

Вариофон (Auriol, 1980)

Этот аппарат-прототип был разработан, для того чтобы улучшать чувствительность электронного уха. Как и электронное ухо, он включает в себя два каналы, которые действуют на сигнал-источника различными способами, но обладает также две новые возможности:

1. Он позволяет использовать либо эквивалент традиционного триггера, либо эквивалент бесконечного числа триггеров (система вариофонов) вызывая подъем очень сильных сопротивлений систематической прогрессивностью изменений. В этом случае, звук-источник, вместо того, чтобы быть направленным целиком в один канал или в другой в зависимости от амплитуды, будет смешанно обработан в случае промежуточной амплитуды. Вот то, что тогда происходит: если звук очень слаб, ниже программируемого минимума, он обрабатывается целиком в канале Один; если он немного сильнее, часть направляется к каналу Одни и другая часть, пропорциональная ее величине, направляется в канал Два. Если он очень силен, выше программируемого максимума, он будет полностью направлен в канал Два. Таким образом, система слушания не подвергнута постоянному и резкому режиму контрастного душа опрокидываниями (все или ничего) между двумя каналами. Ушная раковина получает скорее кое-что вроде постоянного массажа, такого, и так, упражнение будет всегда постепенен, без резкого действия и с регулируемым отклонением. Если сравниваем электронное ухо со шведской гимнастикой (резкие движения), мы можем уподобить вариофон хата йоге (hatha yoga) или попеременному напряжению и расслаблению мышц (прогрессивное растягивание).

2. Этот аппарат, потому что он учитывает современные исследования касательно внешних реснитчатых клеток ушной раковины, со своими активными процессами, позволяют заменить баксендаллы (baxendalls) Томатиса каждого из обоих каналов системой фильтрования, по желаемой сложности. Каждый канал может быть оснащенным полем высокопроизводительных фильтров или простого выравнивателя. В общей сложности, опрокидывание (прогрессивное и пропорциональное) совершится между двумя сложными фильтрованиями, которые можно программировать в зависимости от теста слушания. Костный путь может быть предметом отдельного лечение, обоснование которого остается определить: речь идет о регулировке чувствительности костного фильтрования согласно дифференциалу по отношению к воздушному фильтрованию, и, следовательно, получаем результат, аналогичный " прецессии ", рекомендованной Томатисом.

Akousmatix

Этот аппарат был создан Турелом для объединения всех возможностей восстановления с использованием триггера между двумя позициями фильтрования. Он позволяет также изменить центральную частоту фильтрования, переключаться между сложными фильтрованиями, учитывая полосы Леппа (Leipp), работать над равновесием между обоими ушами, для того чтобы стимулировать одно или другое полушарие головного мозга. Можно также, и это отличительная черта прибора, добавлять в сигнале некоторый основной звук, который не хватал. Он включает также эффект вариофона и выглядит как прогресс по отношению к аппаратам, придуманным до сих пор.

Алтернофон (Alternophone)

Алтернофон Ф. Лефебюр (F. Lefébure) (или синхрофон от Dynam Institut) направляет звук попеременно в каждое ухо, согласно регулируемому ритму (0.02 сек. < T < 6 сек.). Источник звука может быть музыкальным или находится в самом аппарате: речь идет тогда о гудении, заканчивающем щелканьем, которому Лефебюр придает много значения. Можно совместить эти чередования с устным сообщением. Например, таблица умножения будет распределена следующим образом:

Левое ухо

Правое ухо

два на два

четыре

два на три

шесть

два на четыре

восемь

Воздействие этого аппарата носит прогрессивный характер (полчаса) и оно может действовать полностью в течение четверти часа или полчаса, и затем прекращается внезапно. Лефебюр рекомендует применить большую интенсивность, но не мучительную. Он советует урегулировать ритм, для того чтобы было приятно его слушать, и чтобы породил постоянство мысли или, лучше, состояние умственной пустоты (парадоксальное бодрствование). У некоторых людей выявляют непереносимость, которая проявляется по краснеющим глазам. Результаты, объявлены изобретателем - следующие:

Во время сеанса: глубокая релаксация5, умственная пустота, блаженство, оптимизм, изображения "мистического " типа (по словам Дезоя), изображения пред сна, впечатление субъективной освещенности, сокращения мнимого времени, превращения чередующегося звука в словах, явление альтернативных иллюзий (звук, кажется, остается на одной стороны в течение некоторых реальных чередований, а затем переходит на другую сторону; эти иллюзорные чередования порядка 20 сек.), появление противоположных мыслей (рождение/смерть, прошлое/будущее, и т.д.).

После сеанса: продолжение блаженства в течение нескольких часов; улучшение памяти и улучшение слушания (улучшенные пороги) для (T = 2 сек.); улучшение понимания слов, для (T = 20 сек.). Результаты значительнее, когда имеем дело с текстами, чем с словами или с логотомами (искусственные слова, лишенные значения).

После несколько сеансов: улучшение сна, креативность.

Мы можем приравнивать этот метод со средствами анти-стресса, использующий латеральную мобилизацию взгляда. На основе этих двух идей, мы придумали (доктор Бернар Орьоль) « биполярные звуки » и мы надеемся, что они будут полезны, не только в травматическом Stress Post, а также в некоторых формах стресса зависящие от ситуации (или " продолжительный " стресс), при некоторых невротических расстройствах (навязчивого типа), в мобилизации некоторых пациентов аутистов и во всех формах функционального раздвоения между левым и правым мозгом (активация мозолистого тела). Эти гипотезы основаны между прочими на латеральные иллюзии (Deutsch, 1973) (См. глава 6 данного труда: La Clef des Sons, Eres éd.).

 

Компьютеры и Юг Франции

Предусматривается возможность пойти дальше создания вариофона, и регулировать фильтрование обоих каналов, не только (количественно) в соответствии с сигналом входа, классическим образом, а также в зависимости от спектра голоса пациента, анализированного в реальном времени. Применение подобного способа, возможно, даст значительные результаты, как с точки зрения обучения живых языков, так и лечения расстройств речи и голоса. Компьютеры, эти волшебные палочки, позволяют - или позволят - все: покорные источники, сверхмощные модификаторы в руках хорошего укротителя, они умеют играть, говорить, моделировать то, что мы их заставляем проглотить. Прошло время, когда Риссе жаловался на их относительную медлительность, когда было не возможно синтезировать некоторые эффекты в реальном времени (Risset, 1986, 1990). Они смогут фильтровать, преобразовывать, ответить на все им доверенные источники и будут таким образом настоящие аппаратов-модификаторов слушания будущего: действительно, все то, что эти аппараты делают, они это сделают и будут делать ещё лучше, то есть другие эффекты, другие еще не передуманные специальности (Mathews, 1987).

Отныне компьютеры, синтезаторы (Friedman, 1985), экспандеры, логические контроллеры, и другие армонизеры могут общаться между собой с помощью конструкторов по стандарту MIDI (musical-instrument digital interface) (Verpeaux, 1986). Даже микрофон (Hurtado, 1988) может добавить свой голос к этому, так, чтобы можно было играть на аккордеоне, просто на основе песни! Такой способ дает возможность придумать чертовское обогащение реабилитационных процессов, что позволить их вытащить из скучного ада, куда наилучшие лечебные методы их вели до этого. Бурден (1989 г.) уже создал аппарат " психофонотерапии ", который делит на отрезки полосу пропускания по трети октавы; он позволяет обратное фильтрование зон чувствительности или слабости теста слушания, прямо введенных в компьютер и позволяет также осуществить фильтрования, предложенные другими методами. Аппарат Турела и Орьоля (Thourel et Auriol) позволяет создать очень высокие непарные основные звуковые частоты на основе очень невыразительного человеческого голоса. Он очень полезен особенно для " восстановления " некоторых материнских голосов до фильтрования или для активизации голоса атонического или депрессивного пациента.                 

Очень специализированные системы

1 - заикание

SpeechEasy® - аппарат-модификатор слушания, которое помещается, как электронный слуховой протез в одной из обоих внешних слуховых каналов. Этот аппарат, совсем как протезы, может быть запрограммированным для улучшения его эффективности у отдельного индивида. Он позволяет намного улучшить лечение заикания большинства пациентов, страдающих от этого расстройства (80 % как сообщают изобретателей). Он действует на Задержанный Повторенный Голос и частотное изменение [Delayed Auditory Feedback (DAF) и Frequency Altered Feedback (FAF)]. Задержанный Повторенный Голос является источником заикания, когда задержка того, что слышат, значительная (например, на 250 мс). Здесь, мы прибегаем к очень короткой задержке, подобной той, которая отделяет голоса певцов, входящих к одному хору. Чтобы дополнять этот эффект хора, изменяют синхронно частотную оболочку голоса. Следовательно, пациент слышит свой собственный голос, как если бы звук исходил от другого человека, говорящего одновременно, что и он. Это ведет к сокращению или устранению заикания, точно как, это происходит естественно, когда заика принимает участие в хоровом пении! SpeechEasy – это изобретение Андрю Стуарта, Майкля Растаттера и Джое Калиновского (East Carolina University). Результаты могут быть иногда сенсационными и мгновенными.

Тренировка, сосредоточенная на офисный SpeechEasy предложен главными протагонистами системы, и это делается с целью приучения пациентов, и достижения лучших результатов. Возможно, что продолжение этой тренировки достаточно долго ведет к улучшению без необходимости приобретать внутри-ушную систему. Этот прибор, признанный американским FDA, продается очень дорого, но вероятно можно тренировать пациентов у специалиста по подбору слуховых аппаратов, используя фильтр и электронную линию задержки. Это уже происходит при использовании   " процессии " предложенная Томатисом и которую он в своем времени запатентовал.

2 - паркинсонизм

Эмили Ванг, Лео Верхажен и Х. де Ври (Emily Wang, Leo Verhagen et H. de Vries) предложили использовать тот же аппарат с целью улучшения текучесть и речевую инициативу больных болезнью Паркинсона, которые страдают среди других расстройств, специфическим расстройством артикуляции или дизартрией (речь немного неуверенная, ускоренная или содержащая повторения). Проведенное исследование, согласно серьезным методологическим стандартам, показывает, что это устройство хорошо переносят пациенты и можно заметить количественное улучшение внятности спонтанной речи.

 И просто CD...

Канадские монахи бенедиктинцы, а так же бордоские специалисты по подбору слуховых аппаратов, предлагают компакт-диски звуков, фильтрованных в соответствии с общими принципами (по идеям Томатиса) или с индивидуальными характеристиками пациентов. Эти пациенты глухие, плохо слышат, имеют сверхчувствительный слух или страдают дислексией. В этом последнем случае, был придуман точный систематический протокол, и он в настоящее время на стадии испытания (F. Pion, E. Lambert, P.Toutan).

Классическая музыкотерапия использует все инструменты способные производить звуки, особенно классические или традиционные музыкальные инструменты, а также проигрыватели дисков, лент, или CD.

Метод музыкального и инструментального воспитания Willems не прибегает к какому-либо особенному прибору кроме тех, которые встречаются у любого музыканта.

Особо интересный концепт по отношению к пациентам с большой степени инвалидности, является, может быть, многочувствительным бодрствованием, названным вокабулой snoezelen.

        

                     

 

Выноски

 

 

1. Baxendall . Речь идет о регулируемом фильтре, позволяющем усилить низких или высоких звуко

в, как в большинстве бытовых усилителях. Оригинальность метода Томатиса состоит в том, чтобы управлять регулировкой динамично обратной связью.

 

2. Hearing Trainer Medabel. Van Welsenaere Walter. Van der Sweepstraat 3. B-2000 Anvers (Юг Бельгии).

 

3.Называем " вобуле " сигналом (электрическим или звуковым), который колеблется периодически между двумя крайними частотами, выбранными заранее. Например, звук пройдет прогрессивно от 1 000 Гц до 2 000 Гц, затем, когда он достигнет этой последней частоты, возвратится той же дорогой, в противоположном направлении, к 1 000 Гц. Он заново тогда перейдет от 1 000 Гц в 2 000 Гц, затем от 2 000 Гц до 1 000 Гц. И так далее. Когда границы процесса вобуле заранее установлены, поэтому сможем управлять скоростью перехода от 1 000 - 2 000 Гц с помощью другого сигнала.

 

4. EERS. Эта устрашающая аббревиатура – это " Ears Education and Retraining System " (система восстановления и реабилитация слуха).

 

5.Возможно, что большая часть результатов, полученных Лефебюром (Lefébure), связана с релаксацией. Таким образом, произведенное парадоксальное пробуждение ближе к состоянию страха. Впечатляющий факт, он получает такой же результат в эксперименте с кроликом, который остается неподвижным, не ест, ложится пол,  со своими четырьмя лапами и головой в разных сторонах. Он больше протягивает голову, когда ему ласкаем морду и когда проводим на нем кое-что вроде периодического колебания с головы до хвоста.

 

Для продолжения: для кого? почему? (Глава 9 Ключ к Звукам)

Возвращение к Плану

Google
  Web auriol.free.fr   


Psychosonique Yogathérapie Psychanalyse & Psychothérapie Dynamique des groupes Eléments Personnels

© Copyright Bernard AURIOL (email : )

1 января 2006